Компьютерный барьер

Существует ли понятие «компьютерный барьер»?
Возможно, мы, рассказывая о проблеме страха перед компьютером, делаем сильное и масштабное внушение тем, для кого компьютер ещё не стал привычным инструментом работы с информацией.
 Можно предположить, что существует искреннее заблуждение о трудности внедрения информационных технологий в практику врача. Понимание этого — хороший повод, чтобы принять  новый подход к обучению специалистов.
Поддержать человека, взявшегося, как он думает,  за неподъёмную  задачу, провести его через все сложные этапы,  внушить ему надежду на хороший результат — вот, что должно являться  основной целью предварительной подготовки специалиста к постепенному внедрению пограммы ЕМИАС.
Совокупность обучающих техник.
    Взаимодействие с компьютером осуществляется при помощи клавиатуры и манипулятора, перемещающего курсор. Поэтому обучение целесообразно начинать с грамоты клавиатурного ввода текстов и умения управлять курсором.
Клавиатура сконструирована так, чтобы вводить текст десятью пальцами, не глядя.
Свободный, быстрый  ввод — сложный двигательный навык. Нужно быть виртуозом воли, чтобы освоить этот навык самостоятельно. Поэтому мало людей печатают грамотно. Нормальным считается дикий способ ввода одним, двумя пальцами с постоянным переключением глаз с поля работы на поиски букв.
Задача за короткий срок научиться эффектно и рационально владеть редким навыком становится первым мотиватором для освоения компьютерной техники.

Составляющими успеха в обучении являются следующие подходы.

    — Преподаватель пользуется только понятным языком и терминологией. Задача — внести компьютерную технику в перечень, жизненно необходимых, современных бытовых приборов.
Ведь, например, если бы мы купили паровой утюг, нам нужно было бы познакомиться с руководством по его употреблению.
    — Преподаватель создаёт тёплую, поддерживающую, и требовательную обстановку во время занятий, сразу показывая, насколько приобретаемый навык полезен не только в работе, но и в жизни.
Например, многих привлекает возможность приобрести новый имидж за счёт умения, которым пока не владеют наши компьютеризованные дети и повысить свой статус в их глазах.
    — Акцент делается на вере в человека, в силу его разума, в его способность держать удар и продолжать обучение даже вопреки внешним мешающим обстоятельствам.
Так, поскольку обучение увеличивает трудовой день врача, ему нужно вложить усилия  для продолжения и завершения занятий.
    — Обучение строится  на реалистичной основе, когда главной ценностью при обучении является личность врача и его право на развитие по собственному запросу.
Это значит, что подход к обучению индивидуален, учитывает уровень знаний и умений каждого, поддерживая желание научиться тем позициям владения компьютером, которых может не оказаться в плане урока.
Например — научиться английской раскладке, при том, что группа работает в русской. 
 Тренинговый подход.
Значительную долю интереса и успеха в обучении даёт тренировка жизненных умений взрослого человека. Ученики сами задают вопросы, активно обсуждают и  отдыхают в творческой перемене деятельности.
1.  Самокритика.
Часто люди не хотят учиться из за страха особого рода.
Это страх своей несостоятельности. С удовольствием бы учились, не будь страха, что не справимся, будем выглядеть смешно, уйдёт много времени зря, ничего не получится.
Наблюдать проявления страха легко. 
Словами человек проговаривается:
— Мне уже поздно учиться. 
— У меня плохая память. 
— Зачем мне это нужно, я и так с работой справляюсь. 
— Ничего не получится, только время потрачу. 
Слова эти ничто иное, как привычная самокритика, с детства воспитываемая в нашей культуре.   Она разрушает желание совершенствовать свои навыки и  мыслительные способности.
Преподаватель с помощью беседы и упражнений деструктивную самокритику переводит в конструктивную.
Задача — научить студента с помощью  грамотной самокритики себя поддерживать, вдохновлять и быстрее учиться.
Пример тезисов беседы о полезной самокритике.
— Те, кому нужны реальные изменения в жизни, самокритику уважают и ценят.
В бытовой психологии обычно внушается, что самокритика — это неприятие себя.  Значит, чтобы прекратить самоедство, перестать себя ругать нужно принять себя таким, каков есть?
Это заблуждение.  Человеку часто требуется проявить смелость, чтобы увидеть своё несовершенство, свой недостаток. А потом спокойно разрешить себе деловую самокритику, как это принято,  в любом деловом процессе. Если трезво определить, какие качества сейчас нужны для эффективного существования в профессии, то развивать себя в нужном направлении становится легче, умея давать себе по необходимости только конструктивную  поддерживающую  в движении вперёд критику.
Такая беседа сопровождается упражнениями из практики актёрского мастерства, наглядно демонстрирующими приёмы помощи себе в стремлении к освоению новых практических навыков.
2.  Ошибки. Возражения. Верования.
Обучение всегда сопровождается ошибками. Надо научиться позволять себе ошибаться и не требовать от себя уметь делать то, чему раньше не учились. Ошибка —  это не повод понизить свою самооценку. Ошибка даёт нам новый импульс, чтобы продолжать учиться стойко и последовательно.
3. Спокойное присутствие.
Умение делать  делать паузу, когда в ней возникает необходимость.  Тренировка способности прекращать  ненужные гримасы в лице и лишние напряжения в теле.  Продолжать обучение, бесстрастно наблюдая, как растёт в тренировках нужный навык.
4. Ответственность.
Умение действовать, когда в этом возникает необходимость.
 Взять на себя ответственность за принимаемые меры. Принимать решения вместо того, чтобы переживать. Действовать вместо того, чтобы жаловаться.
5. Умение управлять своими ресурсами , какими являются наше тело, время,  деньги  и окружение.
Пример тезиса в работе с телом:
 
— Мы печатаем не только руками. Всё тело трудится, освобождая спину и плечи от привычного напряжения. 
Уроки обучения работе на компьютере сопровождаются пластическими этюдами в стиле «соло баланс» и обучением правильной осанке при работе сидя.
Приёмы психологической подстройки  к группе.
Преподаватель с первых минут в учебном классе должен настроиться на студентов: прояснить для себя их основные ценности: что для них важно и дорого, что они будут защищать, а с чем бороться.
И затем весь процесс обучения в этой группе должен проходить на материале важном для студентов.
Совсем не обязательно врачам интересно прорабатывать темы лечения. Больше того, по моим наблюдениям, они возражают против упражнений, использующих медицинскую лексику и терминологию.
Слушать учеников нужно очень внимательно, поскольку их в процессе обучения  необходимо заинтересовать!
Тренерская задача преподавателя в учебном классе:
— Поддерживать и постепенно изменять поведение ученика.
 Все действия должны быть направлены на продвижение к желаемому результату. Это достигается наблюдением и быстрым изменением своего поведения и слов, которые приведут к нужным изменениям в работе ученика.
Например, важно самих преподавателей тренировать,чтобы они замечали изменения в окружающем — мелкие, ещё более мелкие, невидимые на первый взгляд — чтобы вовремя сделать вывод и сменить контекст.
— Работать с телом ученика.
   Эффективному обучению может мешать привычное, накопленное за жизнь состояние тела.  Плечи могут выглядеть напряжёнными, или  подтянутыми вверх (голова втянута в плечи), они могут съёживаться, вызывая сгорбленность, сутулость.
Пластические этюды и разминки позволяют корректировать осанку при долгой работе за компьютером.
Аспект педагогического подхода: свободное саморазвитие
Задача преподавателя:
— создать среду для саморазвития,
— эффективно помогать продвижению и подтверждать успехи.
— создавать систему обучения, в которой нет неудач.
Лидерская составляющая
Примеры тезисов для проработки.
 
— Учиться управлять  средой нужно, иначе управлять станет среда.
— Умение это продукт самостоятельной работы ученика. 
Чтобы улучшить свою жизнь, следует учиться управлять своей средой. 
— Умения состоят из навыков, навыки появляюся в результате тренировки.
— Умение у каждого своё. И оно определяется не длительностью обучения, а результатом. 
Результатом обучения является умение печатать десятью пальцами, не глядя на клавиатуру и желание ученика к дальнейшему совершенствованию своих компьютерных навыков.
Экзамен
Единственным достоверным экзаменом можно считать только демонстрацию результата — умение печатать десятью пальцами не глядя на клавиатуру и желание ученика к дальнейшему совершенствованию своих компьютерных навыков.
Примечание:
Скорость ввода текста является  личностной характеристикой и нарабатывается дальнейшим использованием навыка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост