Образование
Как сделать тренинг
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 18.06.2012 09:17:05
Жил был Мэл Зильберман
Психологии Мэл обучался в Чикаго. В начале профессиональной деятельности по обучению взрослых он понял, что есть некая общая методика, с помощью которой взрослого человека можно обучить чему угодно. В том числе — и проведению самого обучения.
Центральной идеей его методики стало открытие полезности активной работы обучаемых в тренинге. Он придумал, что можно создать группу, как самообучаемый организм, стать лидером этой группы и с помощью всевозможных игр и имитационных моделей вести к единой цели, спаянный общей задачей, конгломерат учеников.
Подход универсальный: разработка программы обучения (тема любая); проведение активных взаимодействий в тренинге; закрепление навыков; оценка эффективности.
Зильберман написал три десятка книг, которые благодаря счастливой и всеобъемлющей идее, стали признанными учебниками для целого поколения тренеров. Для них «101 способ сделать тренинг активным» стал манной небесной и источником финансового благополучия.
В изучении тонкостей его подходов состоит сейчас мой интерес к этой выдающейся практике.
Студент — учитель.
Если кому-то пару раз объяснить то, чему учишься, легко разобраться, наконец, во всех нюансах нового материала. Этого, иногда бывает достаточно, чтобы стать экспертом в изучаемой теме.
Обучение другого заставляет использовать навыки и знания, которые студент изучает. Значит, если поощрять участников тренинга рассказывать друг другу то, чему они учатся, то каждый получит максимальную пользу от такого урока.
Лидеру (ведущему тренинг) следует давать задание участникам, чтобы они могли создавать самостоятельные проекты и устраивать презентации своей работы в качестве изучаемого материала. Особенно хорошо это получается, когда перемешиваются группы учеников, уже получивших опыт, и новичков.
Например:
С частью сотрудников фирмы был начат тренинг. Но потом пришли ещё и другие работники. Ведущий объединил «старичков» и «молодых». «Старички» так хорошо всё объяснили вновь прибывшим, что второй тренинг для пропустивших первые занятия уже не понадобился.
Подход замечательный, только следует учитывать, что при этом есть опасность научить чему-то , не входящему в программу. Ведь, в такой методике участники могут передавать друг другу неверную информацию. Отследить это трудно. Я точно знаю, что не хочу принимать участие в таком рискованном эксперименте. Лучше учиться без «куража», но у учителя, а не у своего товарища, и лучше — у человека знающего и имеющего опыт обучения. Всё-таки, обучение это не игра. И, в чистом виде, — не бизнес проект.
Роль лидера.
В активном тренинге преподаватель перестаёт учить. Он становится лидером.
Преподавателем быть легче. Когда в аудиторию входит учитель, все определённо знают, куда нужно смотреть, и кого слушать. В школе навык вырабатывается специальным ритуалом: все встают и ждут разрешения сесть.
Позицию лидера, а ещё лучше — сильного лидера — нужно ещё «завоевать». И, прежде, чем преподаватель… лидер начнёт профессионально направлять обучение и руководить процессами в тренинге, он должен внедрить групповые нормы поведения. Лидеру недостаточно быть экспертом в своём проекте, он должен учитывать, что обучение участников зависит не только от него.
Групповые нормы поведения.
С самого начала необходимо сформулировать правила и следить, чтобы группа их неукоснительно выполняла. По ходу занятия эти правила необходимо напоминать.
Правила, в основном, не имеют никакого отношения к тематике тренинга. В этом состоит их универсальность — любой теме подходят.
— Попросите участников высказываться искренне.
Примерный текст: «Пожалуйста, свободно высказывайте своё мнение в обсуждениях. Нам всем важно его услышать, и ваш вклад сделает обучение более ценным для всех».
— Попросите соблюдать конфиденциальность.
Примерный текст: «Давайте соблюдать правило взаимного доверия. Всё то, о чём мы будем говорить и всё то, что будем делать в течение этого тренинга, останется между нами».
p.s. Как в этом случае относиться к видеокамере, фотоаппарату и прочим «подслушивающим и подсматривающим» устройствам?
— Убедите участников рисковать.
Примерный текст: «Иногда люди испытывают дискомфорт, выступая перед группой. Однако ролевые игры полезны, в том числе и для анализа своего поведения в различных условиях. Полезно использовать сложившуюся ситуацию в тренинге, чтобы научиться принимать правильные решения в делах , которые в обычной жизни вы бы избегали. Вам понравятся задания, запланированные на сегодня»
— Рассчитывайте на участие всех членов группы.
Примерный текст: «Вспомните, когда вы были студентами, одни и те же люди отвечали на все вопросы. На этом тренинге каждый заинтересован в том, чтобы получить максимальную пользу от занятий. Поэтому мы сейчас выполним вводные упражнения (разогрев), которые помогут быть активнее каждого из вас. В этих упражнениях участвовать будут все».
— Подчеркните ценность обратной связи.
Примерный текст: «В этом тренинге всем участникам предстоит комментировать действия друг друга. Все комментарии будут полезной информацией, которая даст возможность отточить и улучшить знания. Полезно иногда увидеть себя со стороны, особенно в такой доверительной обстановке.
— Настаивайте на том, чтобы участники менялись местами.
Примерный текст: «Мы проведём время тренинга вместе. За это время мы будем часто пересаживаться для работы в небольших группах. Благодаря таким перемещениям, вы сможете проработать с каждым из участников тренинга».
— Убедите участников в том, что их вопросы приветствуются.
Примерный текст: «Лучшие вопросы те, которые вам самим на первый взгляд, кажутся нелепыми. На такие вопросы обязательно нужно получать ответы. Если эти вопросы возникли у вас, это значит, что они возникли и у других участников тренинга.»
— Требуйте пунктуальности.
Примерный текст: «Эта программа насыщена событиями. И, чтобы она проходила без запинок, мы нуждаемся в поддержке друг друга. Вы очень всем поможете, если будете возвращаться после перерывов вовремя. Нежелательно отсутствие даже кого-то одного. Ведь вы часто будете выполнять задания в группах, и мы сможем начать работу только, если все будут на месте».
— Правила можно придумывать по необходимости, или приглашать группу высказать предложения по принятию нового правила.
Двойное дно.
Когда тренер сообщает группе нормы поведения, текст его разъяснений содержит только ту информацию, которую нужно знать участникам.
Однако роль лидера у тренера — это именно роль. Отыгранная и отрепетированная. На самом деле задача у ведущего тренерская: ему нужно внедрить в опыт взрослых людей новые знания и умения.
Обучение не должно стать развлечением, оно должно быть полезным и эффективным. Тренеру нужно вести занятие так, чтобы тренинг не был только сосредоточен на выполнении заданий. Нужно дать обучающимся возможность осмыслить то, что они изучают, а полученный в упражнениях опыт, нужно ещё связать с понятиями, которые нужно в тренинге усвоить.
Поэтому возникает второй смысл в каждом действии тренера.
С одной стороны, он — лидер, почти такой же, как и другие участники группы.
А с другой стороны, он преподаватель, вынужденный держать в сознании подспудное распоряжение участникам.
Например, при предъявлении участникам норм группового поведения:
— Тренинг даёт уникальную возможность участнику отойти от своих привычных ролей и узнать ситуацию с новой позиции. Нужно убедить участников испытывать дискомфорт от своих действий, настаивая, что это полезно не только им но и группе.
— Найти возможность избегать пассивности участников, напоминая, что, если они с самого начала не пойдут в ногу с группой, то им вскоре будет трудно разбираться в том, что происходит в тренинге. Все вводные упражнения имеют одну цель, вовлечь в групповую работу каждого участника.
— Менять участников местами нужно обязательно. Так они скорее познакомятся друг с другом, социальный климат выровняется. А, главное — не успеют образоваться группировки.
— Требование пунктуальности относится не только к участникам, но и к тренеру.
— Хорошо, если вводные упражнения будут являться демонстрацией принятых в группе правил. Они покажут желаемое поведение. Такой пример позволит не трудиться над дополнительными разъяснениями и помогут предотвратить возникновение негативных ситуаций по ходу обучения.