Образование
Чему меня учил гештальт-тренер?
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 20.04.2016 09:11:54
В какой-то момент к нам в руки попадают книги по разным направлениям психотерапии. Гештальт, например, или транзактный анализ.
Мне эти подходы кажутся надуманными и больше коммерческими развлечениями, чем серьёзными теориями о поведении человека и его душе.
Иногда «развлекаю» себя посещением какой-нибудь лекции, особенно, если она подготовлена интересным человеком.
Предлагаю почитать мой комментарий на такую лекцию. Возможно у вас тоже появится, что по этому поводу сказать. Поделитесь?
Итак: «Чему меня учил гештальт-тренер».
В гештальте предлагается убрать мысли, чтобы больше жить в чувствах.
Нужно научиться быть исключительно внимательным к чувствам.
Разговоры о чувствах сразу наталкиваются на подводные камни. О чём идёт речь?
Например, в гештальте нет определения внутренних чувств. Здесь простор для путаницы. К тому же чувства перемешиваются с эмоциями. Страх, радость — это же не чувства.
Ну ладно. Попробуем разобраться внимательнее. Различим:
Направленность внимания.
Как формируются чувства врача, составляющего мнение о состоянии здоровья больного?
Врач — либо чувствует больного руками, либо чувствует себя от этих же рук. Либо внутреннее чувство, либо внешнее.
Врач получает ощущения. Но и голова включается. Важно обращение внимания.
Ощущения — совсем эфемерная вещь. Нетренированный человек ощущений не понимает. Он понимает, что с ним происходит головой и процесс мышления даёт восприятие.
Восприятие — это свёрнутое мышление.
Врач формирует картину здоровья. Говорим про чувства. Не про ощущения. С ощущениями — всё понятно, а чувства формируются умом. Ум зависит от культурных обстоятельств. (Читайте Кастанеду про точку сборки).
Человек всегда может для себя решить: «Вот эти чувства обнародую, а эти нет». Поэтому, вряд-ли по рассказам о чувствах можно делать какие-то выводы.
Когда гештальт терапевты предлагают поделиться чувствами, они должны быть готовы к тому, что чувства можно сознательно исказить, выразить их ярче, эмоциональнее, или, наоборот, приглушённее.
От головы никуда не деться.
В психиатрической больнице больше свободы описания чувств. Но и там тоже есть момент управления чувствами.
Мысль — отец чувств.
С пониманием отношусь к тому, что головы не хватает. И гештальт учит людей, как описывать чувства. Голова бывает не вполне готова отразить переживания.
Уточняем: чувства внешние — первичные восприятия, которые даются умом.
Если, соприкосаясь с чем-то, внимание обращено вовнутрь, будут внутренние чувства.
Внутренние чувства сообщают о готовности организма к восприятию ощущений.
В художественной литературе много говорится о внутренних чувствах.
Осмысляем, понимаем чувства, обращённые вовне. Так, в энциклопедиях и в учебниках говорят о процессах, которые формируются от органов чувств.
Чувства отличаются от ощущений.
Например:
Ладони обнимают младенца и держат головку.
Можно ловить ощущения, а можно чувства.
Лобик прохладный, значит здоров. Мысль, картинка, представление. Обращённость внимания к ребенку. Это внешние чувства.
А если вы будете ощущать, что у вас в груди, дыхание замирает, когда вы держите эту кроху? Вы почувствуете нежность, или тревогу?
Это внутренние чувства.
Через органы чувств мы получаем ощущения. Отличаются ли ощущения от чувств?
В Гештальте такого разделения на уровне ощущений и чувств нет.
Важная работа гештальта привлечь внимание к каналам информации.
Что приходит извне. Какие ощущения мы получаем.
Напомню: восприятие — это свёрнутое мышление.
Когда говорят: — поделитесь чувствами, — включается голова, фильтрующая, что сказать. Информация перерабатывается.
Какие то ощущения создаются генетикой. Дети без всякого обучения отделяют приятные и неприятные чувства.
Если человек выспался, он ощущает, что ему хорошо. Если он отравился, он это ощущает, это происходит естественно.
Даже собака, взаимодействующая с хозяином, дрессирует хозяина, тренируя его отношение к разному своему поведению.
Если человек говорит: «У нас в деревне праздник».
Он о чём? О социальном взаимодействии? Или про чувства?
Люди участвуют в празднике, когда водят хороводы. Если внимание направлено вовне, то люди, объективно, социально взаимодействуют. А , танцуя на празднике, они чувствуют радость. Внутреннее чувство.
Или — горе.
Человек знает, «ой лихо накатило на нашу деревню». И начинает переживать, когда ходит с таким телом, с такими глазами. И начинает чувствовать горе .
Можно поисследовать чувство вины. В культуре — вина это состояние, когда человек показывает, что на его плечах груз. Всем знакома поза покорности. Опять — такое тело, такие глаза, такие слова: устал…
Можно и о любви говорить, как о ритуале поведения.
В соответствии с психологическими правилами. Вначале, внутреннее чувство было социальным поведением. Потом человек ловил разное понимание происходящего Теперь перечни этих пониманий стали называть чувствами. Страх. горе, любовь, гордость. Но какое отношение это имеет к чувствам?
Говорить можно только о культурно исторической традиции формирования чувств.
Сначала были ритуалы, а потом натренировались чувства.
А откуда взялись ритуалы? Ритуалы, вообще, гениальная выдумка!
Например, у всех обществ есть ритуал, связанный с праздниками. И он обязательно связан с повышенной энергетикой.
Гениальный создатель ритуалов, наверное, думал: «Давайте из этих плясок создавать чувства. Некоторые люди уже приняли себе чувство вины, а давайте сделаем с таким чувством людей побольше».
Кто же создавал эти ритуальные чувства? Наверное, старейшины племён. Или дети.
Дети, рождаясь, искали способы управления родителями. Столетиями вырабатывали страх, растерянность, стеснительность. Все эти детские «фишки» на родителей замечательно влияют. Детская культура передаётся из поколения в поколение. Дети «искренне» переживают боль, удивление.
Посмотрите со стороны на работу с мячом. Это же настоящий ритуал. Как сесть, куда положить мяч, как поклониться. Ритуал способствует гештальту, законченности действия. (В конце матча поклонились всем, и даже мячу).
В средневековье, даже меч, воспринимали как нечто живое, чему нужно было поклониться. Верёвочка, которой привязан к поясу меч символизирует судьбу. «Сейчас ты свою судьбу связал с мечом». Психотерапевтическое внушение! Гештальтом они это ещё называть не придумали.
Ритуалы нужны. Дисциплина улучшается. Когда пропускается человек через ритуал, он ведёт себя дисциплинированнее.
А , вот, чувства зачем?
Эмоций тоже нет? Есть картинка, диалог, а самих эмоций нет.
Интересные размышления вызвала у меня лекция по гештальту. Лектор бы удивился. Он-то хотел, чтобы я больше чувствам доверяла, а я … опять — от головы…
-
Автор: 25455
Дата публикации: 11.02.2012 17:45:14Начинающий (в любом деле) работает «через ум»
Опытный — работает на одних навыках — «памяти тела» — на «автопилоте»
Наставник — преобразует навыки своего тела (подсознания)
в «алгоритмы», доступные для усвоения новичками.
Говорят. что если профессионал не может объяснить свой предмет так, чтобы его понял профан —
то он сам недостаточно понимает свой предмет.
-
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 08.07.2012 22:08:22Сергей Николаевич, мне понравилась формула: Начинающий — через ум, опытный — от памяти тела.
Буду использовать её в своей работе.
Пока студент в тренажёре — учим голову. Потом задача — набрать такое количество опыта в новом умении, чтобы использовать память тела. В этом подходе, как раз, и можно реализовать мечту о жизни на «автопилоте».
Такие размышления полезны для конкретных действий. Поэтому спасибо за продуктивность ваших слов.
-
Автор: 372080
Дата публикации: 27.08.2014 20:06:55Сергей Николаевич, чудесно расписали. Да, изначально надо понять, прожевать, распробовать на ум. И только когда ты сам понял до конца, начинаешь работать с этим предметом, потихонечку доходишь до автоматизма. Так, например, в мат.анализе. Доктор мат.наук решает некоторые уравнения с одного щелчка. Он видит уравнение и уже знает ответ. Но если бы он «доверился чувствам», не осознав сути происходящего, вместо того, чтобы выучиться и понять — шишь бы он что решил вообще. Поэтому тут полностью согласен с Людмилой Аркадьевной — да, пусть предлагают всё через чувства пропускать. Их дело. Но сначала надо эту информацию пропустить через разум, понять ее, а уж потом, если понял и принял — можно и чувства включить
-
Автор: 406960
Дата публикации: 27.08.2014 21:42:14Супер!!!! Вот это схема, разложенная по полочкам! Здорово!