Очная школа
Три шага к «Да!» на необитаемом острове. Эпизод пятый.
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 07.07.2016 22:15:31
https://soloactiv.ru/банк-методик/очная-школа/три-шага-к-да-на-необитаемом-острове-э-4/
***
Кадры из фильма:
— Саймон! Капитан очнулся.
— Оставь Саймона в покое. Не может же всё время сидеть с раненым. И страшно: я капитана боюсь. Он может что-нибудь плохое сделать. Может быть, его связать, чтобы он не мог никуда убежать? А ещё лучше, от него просто избавиться.
— Перестань. Он же наш воспитатель. Ему сейчас плохо. Нам надо за ним приглядывать и помочь ему выздороветь.
— Да брось. Нечего о нём беспокоиться. Он всё-равно не выживет. Нам нужно о себе думать!
***
— Как вам понравился тезис: «Нам нужно о себе думать»?
— Безусловно, прежде всего нужно думать о себе. И этот человек им совсем не мешает. У них достаточно ресурсов, чтобы о нём позаботиться. И он им не опасен.
— Вопрос сложный, философский. У человечества есть всегда какая-то часть населения, которая сама о себе заботиться не может. Есть дети, старики, инвалиды, больные. С ними нужно возиться и делиться. Постоянная социальная нагрузка — часть заработанного бюджета отдавать на благотворительные цели.
Есть такая легенда, что в старые времена от инвалидов избавлялись. Если дети рождались нежизнеспособными, говорят, в Спарте их убивали. Про Китай есть симпатичная легенда, как они прогоняли стариков и ограничивали рождаемость.
— В Японии относили стариков на гору. Если они спускались вниз, тогда за ними ухаживали.
— Даже в русских сказках, много увлекательных вступлений, как какую-то девочку отвели в лес и привязали к дереву. Таких сказок много. Потом кто-то, герой, её спасает. Это почему? Наверное, потому, что в семье нечем было девочку кормить. Её и отводили в лес.
— Что вы думаете, по этому поводу? Что из себя представляет общество, готовое на такие зверства?
— Да есть такая часть населения, которая бесполезна, а ресурс отнимает. Что нужно делать с ними?
— Единственное, что нельзя заменить, это жизнь. Это абсолютная ценность. И общество должно выделять и время и долю труда, чтобы поддерживать любого человека.
Но, вообще, это задачка из серии: можно ли пожертвовать одним человеком, чтобы спасти группу!? У неё нет одного решения. Зависит от моральных принципов человека, которому поручено такую задачку решить.
— Американцы для таких задач имеют оружие. Декларируется ценностью, прежде всего своя жизнь. И, если встаёт альтернатива — я, или он, то никто не просит убивать, но идея — убить, чтобы себя спасти — поддерживается. Может быть, это не очень правильно.
— В любом случае, тут возникает много вопросов. И по поводу смертной казни, и по поводу тюрем, и, здесь же, есть ещё один жестокий человеческий вопрос выбора: аборты. Отнимается ли при этом человеческая жизнь? Большое количество людей вообще не считает это проблемой.
— Да. Есть над чем подумать.
— Меня, знаете, что удивляет? Израильская армия. Армия в Израиле — это армия всего народа. Каждый человек, живущий в стране, является солдатом армии. Военые на выходные уходят домой с оружием. И они обычные люди. У них тоже могут возникать между собой конфликты. Но, какие бы отношения они ни выясняли, неизвестно случаев, когда бы они друг в друга стреляли. Уникальное явление.
У них есть договор между матерями солдат и армией. Матери дают согласие на то, что их дети получат оружие и пойдут защищать страну. А армия обещает обязательно вернуть матери её сына или дочь, независимо от того, как сложится их судьба: живыми или мёртвыми. Не слышали об этом?
— Вот, почему они постоянно меняют бандитов из своих тюрем на убитых солдат. И мёртвый солдат им так же дорог, как и живой…
— Сейчас много разговоров о том, что это плохой договор. У бандитов есть возможность торговаться и, отдавая убитых, спасать своих живых.
***
Смотрим дальше:
Капитан, всё-таки, уходит из лагеря. И дети его ищут. Но находят только одежду на берегу моря.
— Смотрите. Здесь только рубаха и брюки. Где его обувь, ремень? Он жив, уверен. Надо искать.
***
— Вы бы продолжили поиск?
— Конечно.
— Саймон — исследователь. И раненый для него был явлением. Это не его доброта. Ему было интересно наблюдать: вылечить больного было для него научным экспериментом. Всю эту историю он воспринимал, как элемент исследования. Когда его убедили, что исследовать больше некого, он спокойно оставил поиск: «Нет и нет. Закрыто.»
Я бы пошла искать, и не успокоилась, пока оставалась хоть малейшая надежда. А вы?
— Да. Надо быть в делах последовательным. Нельзя оставлять зависшие задачи, если есть перспектива их решить. Если бы они продолжили поиски, возможно, капитан остался бы жив.
***
Кадры из фильма:
— Вот она, вот она, держи свинью.
— Ты свинья. Держите её.
— Дураки. Больно же.
***
— Дети размалевали лица кровью свиньи. Заострили палки. И придумали жестокий ритуал. Выбирали одного, объявляли его свиньёй, и, окружив, гоняли палками, пока тот мог бегать.
Можно это считать внутренней потребностью человека? Можно из этого эпизода делать вывод о греховности и невозможности добра в чёрном человеческом сердце? Чушь.
Так просто цивилизация рухнуть не может. Помните философа, изучающего жизнь, есть мудрец и конструктор, способный создать и часы и телевизор. Строитель может построить лодку и дом.
В том, что мальчишки сыграли дурную игру, бросили наблюдать за костром, и их не смогли найти, виновато не выдуманное подсознание, а невежество. Пролетевший мимо вертолёт их не нашёл, потому, что увлеклись всякой ерундой — спасателей уже и не ждали..
Если бы взрослые сами умели заботиться о жизни, они бы смогли вложить реальные ценности в души своих детей. Но мир воюет, развлекается и ищет деньги. Придумывая по пути мистические «отмазки».
— Спорно? Будете возражать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКОРО.
https://soloactiv.ru/банк-методик/очная-школа/три-шага-к-да-на-необитаемом-острове-э-5/