Три шага к «Да!» на необитаемом острове. Эпизод пятый. | Очная школа

Очная школа

Три шага к «Да!» на необитаемом острове. Эпизод пятый.

ID: 98938
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 07.07.2016 22:15:31

https://soloactiv.ru/банк-методик/очная-школа/три-шага-к-да-на-необитаемом-острове-э-4/

***


Кадры из фильма:


— Саймон! Капитан очнулся.


— Оставь Саймона в покое. Не может же  всё время  сидеть с раненым. И  страшно: я капитана боюсь. Он может что-нибудь плохое сделать. Может быть, его связать, чтобы он не мог никуда убежать? А ещё лучше, от него просто избавиться.


— Перестань. Он же наш воспитатель. Ему сейчас плохо. Нам надо за ним приглядывать и помочь ему выздороветь.


— Да брось. Нечего о нём беспокоиться. Он всё-равно не выживет. Нам нужно о себе думать!


***



— Как вам понравился тезис: «Нам нужно о себе думать»?


— Безусловно, прежде всего нужно думать о себе.  И этот человек им совсем не мешает. У них достаточно ресурсов, чтобы о нём позаботиться. И он им не опасен.


— Вопрос сложный, философский. У человечества есть всегда какая-то часть населения, которая сама о себе заботиться не может. Есть дети, старики, инвалиды, больные. С ними нужно возиться и делиться.  Постоянная социальная нагрузка —  часть заработанного бюджета отдавать на благотворительные цели. 


Есть такая легенда, что в старые времена от инвалидов избавлялись. Если дети рождались нежизнеспособными, говорят, в Спарте их убивали. Про Китай есть симпатичная легенда, как они прогоняли стариков и ограничивали рождаемость. 


— В Японии относили стариков на гору. Если они спускались вниз, тогда за ними ухаживали.


— Даже в русских сказках, много увлекательных вступлений, как какую-то девочку отвели в лес и привязали к дереву. Таких сказок много. Потом кто-то, герой, её спасает. Это почему? Наверное, потому, что в семье нечем было девочку кормить. Её и отводили в лес. 


— Что вы думаете, по этому поводу? Что из себя представляет общество, готовое на такие зверства?


—  Да есть такая часть населения, которая бесполезна, а ресурс отнимает. Что нужно делать с ними? 


— Единственное, что нельзя заменить, это жизнь. Это абсолютная ценность. И общество должно выделять и время и долю труда, чтобы поддерживать любого человека.

Но, вообще, это задачка из серии: можно ли пожертвовать одним человеком, чтобы спасти группу!? У неё нет одного решения. Зависит от моральных принципов человека, которому поручено такую задачку решить. 


— Американцы для таких задач имеют оружие. Декларируется ценностью, прежде всего своя жизнь. И, если встаёт альтернатива — я, или он, то никто не просит убивать, но идея — убить, чтобы себя спасти — поддерживается.  Может быть, это не очень правильно. 


— В любом случае, тут возникает много вопросов. И по поводу смертной казни, и по поводу тюрем,  и, здесь же, есть ещё один жестокий человеческий вопрос выбора: аборты. Отнимается ли при этом человеческая жизнь? Большое количество людей вообще не считает это проблемой. 


—  Да. Есть над чем подумать.


— Меня, знаете, что удивляет? Израильская армия. Армия в Израиле — это армия всего народа. Каждый человек, живущий в стране, является солдатом  армии. Военые на выходные уходят домой с оружием. И они обычные люди. У них тоже могут возникать между собой конфликты. Но, какие бы отношения они ни выясняли, неизвестно случаев, когда бы они друг в друга стреляли. Уникальное явление.


У них есть договор между матерями солдат и армией. Матери дают согласие на то,  что их дети получат оружие и пойдут защищать страну. А армия обещает обязательно вернуть матери её сына или дочь, независимо от того, как сложится их судьба: живыми или мёртвыми. Не слышали об этом?


— Вот, почему они постоянно меняют бандитов из своих тюрем на убитых солдат. И мёртвый солдат им так же дорог, как и живой…


— Сейчас много разговоров о том, что это плохой договор. У бандитов есть возможность торговаться и, отдавая убитых, спасать своих живых.


***


Смотрим дальше:


Капитан, всё-таки, уходит из лагеря. И дети его ищут. Но находят только одежду на берегу моря.


— Смотрите. Здесь только рубаха и брюки.  Где его обувь, ремень? Он жив, уверен. Надо искать. 


***




— Вы бы продолжили поиск?


— Конечно. 


—  Саймон — исследователь. И раненый для него был явлением. Это не  его доброта. Ему было интересно наблюдать: вылечить больного было для него научным экспериментом. Всю эту историю он воспринимал, как элемент исследования. Когда его убедили, что исследовать больше некого, он спокойно оставил поиск: «Нет и нет. Закрыто.»

Я бы пошла искать, и не успокоилась, пока оставалась хоть малейшая надежда. А вы?


— Да. Надо быть в делах последовательным. Нельзя оставлять зависшие задачи, если есть перспектива их решить. Если бы они продолжили поиски, возможно, капитан остался бы жив. 

***


Кадры из фильма:


— Вот она, вот она, держи свинью.


— Ты свинья. Держите её.


— Дураки. Больно же.


***



— Дети размалевали лица кровью свиньи. Заострили палки. И придумали жестокий ритуал. Выбирали одного, объявляли его свиньёй, и, окружив, гоняли палками, пока тот мог бегать.


Можно это считать внутренней потребностью человека? Можно из этого эпизода делать вывод о греховности и невозможности добра в чёрном человеческом сердце? Чушь.

Так просто цивилизация рухнуть не может. Помните  философа, изучающего жизнь, есть мудрец и конструктор, способный создать и часы и телевизор. Строитель может построить лодку и дом. 


В том, что мальчишки сыграли  дурную игру, бросили наблюдать за костром, и их не смогли найти, виновато не выдуманное подсознание, а невежество.  Пролетевший мимо вертолёт их не нашёл, потому, что   увлеклись всякой ерундой — спасателей уже и не ждали..

Если бы взрослые сами умели заботиться о жизни, они бы смогли вложить реальные ценности в души своих детей.  Но мир воюет, развлекается и ищет деньги. Придумывая по пути мистические «отмазки».


— Спорно? Будете возражать
?



ПРОДОЛЖЕНИЕ СКОРО.

https://soloactiv.ru/банк-методик/очная-школа/три-шага-к-да-на-необитаемом-острове-э-5/

 

Сайт размещается на хостинге Спринтхост