Процесс улучшения качеств ума | Учимся учить

Учимся учить

Процесс улучшения качеств ума

ID: 97622
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 30.03.2016 15:15:33

Зачем тренируется спортсмен? Он ответит, — если не тренироваться, способность достигать результаты исчезнет. Логично предположить, что совершенствование тела требует постоянных усилий. Трудиться, трудиться, трудиться. Без устали и остановок. Вывод: если для поддержания своих возможностей, нужно вновь и вновь повторять тренировки, возможность результата ограничена.


Есть виды труда с прочной основой. Это работа ума. Для его развития не нужны повторяемые усилия. Правда, такое правило верно только, если ум настроен на желание всему живому добра и процветания. Желание всегда достоверно. Оно существует, и всё. Желание достаточно только выбрать из тех, что появляются. 

Открытие! 


На желание любви и радости усилий требуется такое же количество, как на гневливость и осуждение. Зачем же тратить жизнь на противные эмоции, если их легко остановить. Осознать и заменить на то, что порадует и поддержит. Готовы?

Усилю доказательства. Можно подойти к выбору с другой стороны, логически проанализировав рассуждения.

Представьте, что вы на кого-то рассердились, услышав что-то неприятное. Теперь, рассердивший вас бедолага, превратился в плохого. Если вы его увидите снова, он вызовет у вас раздражение. Даже, если он вам улыбается, вы подумаете, что он лицемерит. Дальше всё, что он будет говорить, воспримется с подтекстом отрицания. Ум начинает создавать множество своих же выдуманных проекций. Полно. Остановитесь. Посмотрите внимательно: вы обнаружите,  объект вашего гнева с кем-то дружит. Его кто-то любит и считает хорошим. Выходит, гнев выразил всего лишь субъективную точку зрения.


И… не является объективным фактом.

Такая деятельность ума может развиваться бесконечно, если один раз установить фильтр для недостоверных представлений. Никаких постоянных тренировок и усилий. Доброжелательность — самое лёгкое, что производит ум человека. Пользуйтесь!

СВЕРХЗАДАЧА И СТАНИСЛАВСКИЙ

Станиславский мечтал воспитать в актёре чувство правды. Его беспощадное «не верю» до сих пор гремит, призывая соответствовать жизни.

Как он понимал сценическую правду? Трактовки встречаются разнообразные. 

О какой правде так неистово заботился Станиславский, какую правду он постигал, добиваясь часами от актеров необходимой интонации. Возможно, он заставлял их совершать свой духовный труд без шаблонов и штампованных средств?

 До сих пор в ходу рутинное, но очень живучее толкование, которое приписывает Станиславскому понимание сценической правды актерской игры — как правды по преимуществу натуралистической, бытовой, жизнеподобной.

В какой-то степени эта легенда питалась восприятием некоторых ранних спектаклей  Художественного театра.

Таиров в «Записках режиссера» так писал об установках на правду театра Станиславского:

— Зрителю должно было казаться, что перед ним настоящая жизнь, а потому душевные вибрации актера на сцене должны звучать в унисон с жизненными, голос его должен быть приглушен, речь упрощена. жест короткий. 

Говорят, что Станиславский, прочитав этот пассаж, оставил на полях книги только одно слово: «Стыдно».

Объяснений много. Возможно, выпад Таирова был театральной полемикой. Хотя все подчёркивали опасность  сведения системы Станиславского, в том числе и понимания им сценической правды актерского существования, к спектаклям Художественного театра, или к режиссерским решениям.

Станиславский познавал законы «душевного натурализма» применительно к актеру: он изучал воздействие на актёра возможностей символистской драмы. Он разочаровывался во всем, что служило уху и глазу на сцене и доверялся только чувству, а потом с не меньшей страстью сжигал мосты, которые еще недавно казались ему неприкасаемыми. Он перепробовал и «перемолол» все театральные «измы». За каждым из элементов системы — длинный шлейф поисков.

При этом понятие художественной правды в спектакле и чувство правды в артисте оставались решающими: здесь жил «человеческий дух».

Но саму эту жизнь меньше всего он представлял в формах жизнеподобия. Надо было угадать сокровенное «зерно» человеческого характера, способного проявляться как угодно сложно и неожиданно.

Больше всего Станиславский ценил неожиданную, непредсказуемую, «оглоушивающую», как он однажды напишет, правду театральной игры:

—  В конце концов в этом внутреннем перевоплощении, в итоговом «я есмь» сокрыто действительное своеобразие его художественного мировоззрения, нацеленность всей системы воспитания и обучения артиста, в котором чувство правды и вера неотделимы от воображения.

Если нет веры в то, чем занимаешься, человеку — полагал Станиславский — вообще нельзя и опасно  выходить на подмостки.

   Проблема внутреннего перевоплощения остро обсуждалась при жизни Станиславского, обсуждается и сейчас.

Дискуссия касается  идеи, суть которой заключена в предложении артисту «идти от себя». Актер не может стать ни Гамлетом, ни Чацким, ни Отелло.  Но он может вообразить себя в обстоятельствах Гамлета, Чацкого. Отелло. Два слова, как удар плети — управляемая шизофрения!

Станиславский предлагал актеру «идти от себя», то есть от своей жизни, своего духовного и душевного опыта, эмоциональной памяти, сопоставимых с опытом чужой души и чужой жизни, которую артист призван осознанно воплотить.

Такую установку Системы активно критиковали многие и, пожалуй, наиболее остро и развернуто Михаил Чехов.

Он считал, что предложение «идти от себя» может привести к упрощению актерскою образа, к натурализму, к забвению величайшей основы вдохновения  —  воображения артиста.

Известно, Немирович-Данченко тоже  настороженно относился к формуле «я — в предлагаемых обстоятельствах», опасаясь, что эта установка может привести к потере образности, к утрате уникального человеческого характера, созданного драматургом. Оппоненты Станиславского опасались, что артист, идущий «от себя», будет не столько творить неповторимый сценический образ, сколько бесконечно предлагать зрителю комбинацию одних и тех же личных мотивов, поверхностно сопряженных с той или иной ролью.

   История советского театра показала, что опасения Немировича-Данчеико, равно как и возражения Михаила Чехова, не были беспочвенными.

Пренебрежение к автору, обеднение полнокровного сценического образа, подмена внутреннего перевоплощения назойливым штампованным суррогатом «самого себя в предлагаемых обстоятельствах» стали реальностью. Эта реальность осенялась, как и многие подобные вещи, именем Станиславского.

Между тем идея создателя Системы в контексте его театрального мировоззрения никогда не сводилась к узко понятой личности актера, всегда равной самой себе.

Все дело в том, что личность артиста, его индивидуальность  Станиславский воспринимал совершенно особым образом.

Он полагал, что артист-художник, обладающий эмоциональной памятью и воображением, должен «вырастить» в своей душе чувства, аналогичные с чувствованиями роли.

Вместе с этой ролью он поднимается над своей «небогатой душонкой», которую усмотрел в актере Михаил Чехов.

Артист не тиражирует, а познает свою индивидуальность, просыпается к ней с каждой новой ролью, обогащает самого себя, занимаясь искусством театра.

 Да, Станиславский понимал актера до конца: «с головы до ног, от кишок до кожи, от мысли до духа» .  И тем не менее, он глубочайшим образом уверовал в творческую природу человека. в его возможность через искусство вырастать в своем духовном значении, подниматься над собой.

Система потому и есть целая культура, что помимо прочего нацелена еще на бесконечное совершенствование человека, занимающегося искусством, на расширение его духовного и эмоционального опыта, постижение чужого как самого себя.

Собственно говоря, играть по Системе, быть воспитанным по Системе означало способность, с одной стороны, к бесконечному самопознанию, а с другой — способность столь же бесконечного обогащения своей личности, овладения «живым аппаратом» своей души и тела для передачи того, что можно назвать «ресурсом человеческой материи».

Без «себя» в роли нет души, потому что без «себя» в роли нет жизни, истинного чувства, какую бы имитационную способность не развил в себе актер, «созерцающий» образ в своем воображении.

«Поправка» Михаила Чехова в какой-то степени питается индивидуальным опытом гениального художника, которому никакая «Система» не нужна, потому что он сам себе «Система».

 «Путеводитель» Станиславского демократичен, он обращен к каждому артисту, наделенному  талантом (для бездарных Система тоже не нужна).

Элементы системы не выдуманы, не изобретены Станиславским. Они обнаружены им в собственной творящей природе. Он попытался разложить на элементы прежде неразложимое;  установить субординацию и иерархию элементов, создав «нотную грамоту» актерского искусства.

   Технологичность системы легко пародируется, и мы знаем по истории театра и литературы множество ироничных переложений идей Станиславского.

Чаще всего они затрагивают гипертрофированное проведение в репетиционной или учебной работе какого-нибудь приспособления. Одну из самых язвительных пародий сочинил Михаил Булгаков в «Театральном романе». Пародийность возникает немедленно, как только из любого упражнения или приспособления уходит духовная задача и упражнения  становятся чисто техническими:

—   дикция ради дикции, внимание ради внимания, «карусель» ради «карусели». В мемуарах мхатовских «стариков» не раз описано чувство удивления, какое испытывали они, когда Станиславский предлагал опытным профессионалам заняться упражнениями на «беспредметные действия». Иным это казалось причудой, странностью, прихотью своевольного гения, увлеченного, подобно ребенку, очередной забавой.

Вне духовной задачи, вне связи с художественным мировоззрением Станиславского такое упражнение, вероятно, будет бессмысленным. При наличии такой задачи оно становится составной частью огромного замысла: Станиславский хотел обострить до предела нервную, сенсорную природу артиста, который должен «слышать» и чувствовать душу людей, предметов и слов. Он должен открыть все свои поры миру примерно так, как это делает пророк в пушкинском стихотворении (очень близком по пониманию творящего духа к тому, что исповедовал Станиславский):

«И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье».

В данном случае это не условная метафора, это глубинная суть творческого процесса, как его понимал Станиславский.

Вот почему, вероятно, он называл систему целой культурой, на которой надо воспитываться долгие годы.

«Ее нельзя вызубрить. ее можно усвоить, впитать в себя так, чтобы она вошла в плоть и кровь артиста, стала его второй натурой слилась с ним органически однажды, и навсегда, переродила его для сцены» 

 

БАЛАНС.И БИОМЕХАНИКА — ЭЛЕГАНТНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ УМА

 

Учиться передвигать своё тело мы начинаем в детстве. Изучаем пространство вокруг нас, двигаясь и касаясь разных вещей.   Садимся, ползаем, встаём, вытягиваемся, бегаем. Это приключение! Это интересно! 


Но увы, мы быстро ко всему привыкаем и перестаём ощущать радость от движения. Подумаешь! Прошёлся туда-сюда. Что тут таинственного? Обычно. 



Мне — любое проявление тела, даже самое мелкое, кажется невероятным, потрясающим.

Давно наблюдаю за собой, как за архитектурным объектом! Как я построена, как вписана в природу, как мною используется этот архитектурный шедевр? Исследую себя с точки зрения архитектора, конструктора. И накопила открытия.



Насколько увлекательно понять свои движения и учиться новым, иным возможностям жить!

Оказывается, изменив свои движения, можно поменять и реакции на окружающий мир.  Тело и разум не могут существовать друг без друга. Позволить им объединиться, научить их сосуществовать и понимать друг друга — элегантная задача. 



Сфокусировав внимание на процессе движения, можно активизировать память и увеличить скорость мышления. Как только я начинаю двигаться осознанно, мои возможности соображать усиливаются.


Для меня установление баланса пространства и времени давно стало любимой игрой и способом общения с миром. 



Какую осанку считать правильной? Как красиво и грамотно нести голову?

Достаточно ответить на эти вопросы, как весь уклад жизни меняется. Обостряется связь между мыслями, движением и восприятием. Улучшаются, казалось бы далёкие от двигательной активности, параметры: профессионализм, отношения с людьми и выносливость. 

Понимать себя — значимо!  Мысль не существует отдельно от движения.

Отдавать себе отчёт в том, что делаю, помогая себе понимать, как я себя использую. Ведь я — механизм собственной жизни. И моя жизнь нужна мне полной и сбалансированной. Здоровье — это то, что даёт возможность воплотить в реальности все свои мечты. Осознанные!  

А теперь представьте, что вы упали, наступив на корку арбуза. Как быстро вы встанете и пойдёте вперёд? «Упал-встал» — это лучшее упражнение для повышения качества собственной личности. Задумывались о таком повороте идей обучения?

Кто со мной?

 

ТРАМП!
(5 мая 2016 года.)
 




Неожиданного для Америки, претендента на высшую власть спросили: — что бы он сделал на месте президента, услышав историю с российским самолётом, который «намеренно дразнил» американский эсминец. 

Трамп ответил:


— Я бы позвонил президенту России и сказал ему:  «Не делай этого больше!»

Моему восхищению нет предела.  В США может появиться президент, который станет достойным товарищем Путину. 


Они оба действуют на самом высоком уровне лидерской поступи.

 

 Да. Их действия не всегда кажутся  цивилизованными.  

С правильными для них людьми они умеют вести себя мягко, разруливая ситуации. Но, если появляется кто-то, кто по отношению к их ценностям  проявляет враждебность, они умело маневрируют, управляют вниманием, и приводят разногласия к переговорам.  А, если надо, смело входят в управляемый конфликт, разгоняя его до нужного градуса. 


Наш президент пользуется своей природной мудростью. А Трамп, — точно, — использует чёткие алгоритмы и формулы: то, что профессионалы-продажники называют скриптами. 



Появился ещё один лидер, который, если американцы позволят себе его выбрать президентом, может начать вместе с Россией  преобразовывать мир.  И  человечество получит шанс прекратить драки и, наконец,, дышать свободно.

 


Ну правда. Посмотрите, как сейчас общаются лидеры:


— Я не хочу видеть его противную морду.  Пусть он мною восхищается. 


— Ах, так?!



Выучите наизусть скрипт: «Не надо так со мной разговаривать!».

Применяйте его каждый раз, когда не понравится то, что вам говорят. И учитесь у лучших лидеров современности, которых можно сейчас наблюдать на самом пике их профессиональных проявлений. 

 

 
 

 

 


  • Автор: ЛюАр
    Дата публикации: 30.03.2016 15:29:55

    Фотографии мои. Сегодня моя жизнь сопровождается потрясением богатством, разворачивающихся вокруг образов. 

  • Автор: 338539
    Дата публикации: 31.03.2016 12:24:03

    А для установления такого фильтра и требуются усилия и тренировки. Иначе весь мир был бы в полной гармони. Но мы, к сожалению, этого не наблюдаем, потому, что основная масса людей не умеет постоянно мыслить позитивно. Этому нужно учить с детства.

  • Автор: ЛюАр
    Дата публикации: 06.05.2016 19:16:44

    Ольга Михайловна! Вы поддержали мой самый трепетный призыв:

    — Люди, побольше будьте рядом со своими детьми. Передавайте им себя. И для этого совершенствуйте себя; по всем направлениям. Наши дети — это вторая задача жизни. Первая, вы помните, — это мы сами…

Сайт размещается на хостинге Спринтхост