Учимся учить
Стеклянные шарики от головной боли
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 21.03.2016 15:10:30
Посмотрю сегодня вечером документальный фильм «Бремя цыган». Кто ты, новый герой?
Мне было лет 8, наверное. В те времена можно было уходить из дома, оставив ключ от квартиры под ковриком у двери. Все взрослые были заботливыми и душевными. Всем можно было доверять.
Родители работали, а я дома хозяйничала одна. Однажды в дверь постучали две симпатичные цыганки с хорошенькими мальчиком и девочкой. Они вошли, попросили воды. Я их угостила яблоками. Вечером мама обнаружила, что они унесли её часы. Я в это не поверила: настолько мои гости были милыми.
Мне тогда объяснили, что у них свои законы: воровство для них — доброе дело. Рассказали цыганский анекдот:
— Иду, смотрю — верёвка. Взял верёвку, принёс домой. Гляжу, а с другой стороны лошадь.
Положительный опыт социализации цыган есть. В СССР создавались для них разные возможности оседлой жизни: посёлки. мастерские, школа. Но они не прижились. Остался только тонкий, изящный слой интеллигенции и театр «Ромэн».
Случаются совместные браки с русскими. Но они уже не живут с родителями. Соплеменники их не принимают.
Национальные черты в современных условиях у многих народов стираются, но цыгане — уникальное явление. Каким-то чудесным образом они смогли законсервироваться с помощью закона повторения судьбы своих родителей. Своей жизнью доказывают — пойдёшь навстречу современной культуре, потеряешь себя.
Если, например, отец был кузнецом, у сына только одна дорога — стать кузнецом. И, даже сейчас, когда кузнец в городе не нужен, они всё-равно остаются кузнецами.
Детей воспитывают в наборе правил, которые нам кажутся странными. Нельзя учиться, почётно пройти через тюрьму, нужно обязательно продолжать дело семьи. Любое отступление от этих правил грозит отлучением от своего рода.
Есть исключения. Но их мало.
Что делать, когда мы видим цыган? Восхищаться их артистизмом. Учитывать их великолепное знание человеческой натуры. Любоваться одеждой. Вспоминать «Сто лет одиночества» Маркеса с его рассказом, как племя Мелькиадеса пришло в Макондо, разыскав маленькое селение по пению птиц.