Учимся учить
То есть, вы хотите сказать…
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 12.05.2016 13:27:09
Среди легенд о способностях, заложенных в нас природой, есть увлекательнейший сюжет. Зеркальные нейроны.
Это такой волшебный механизм, способный подстраиваться под мозг собеседника.
Достаточно правильно слушать, наблюдать и проявлять искренний интерес, чтобы в голове слушателя сформировалась нейронная копия наблюдаемых действий. Возникает «нейронная клавиатура», на которой проигрывается всё, что делает партнёр. Мы начинаем имитировать его мимику, позу, жесты, телодвижения: запускается процесс зеркального отражения.
Если может запускаться природный механизм, неподдающийся нашему контролю, значит можно сделать и обратное?
В повседневной жизни мы часто с этим встречаемся. Встретился улыбающийся человек, мы отвечаем ему улыбкой. Нас заражает смех и зевок. Мы поворачиваемся в ту сторону, куда кто-то рядом в изумлении или с испугом смотрит. Если кто-то из знакомых рассказывает о неприятном, наше лицо непроизвольно искажается.
Такой резонанс даёт нам возможность понимать мысли. Человек может ничего не говорить, а мы знаем, что он сейчас собирается сделать. Для этого нужно научиться сосредоточенному вниманию. Начинаем с того, что полностью забываем про своё собственное мнение. Чем нейтральнее мы будем в процессе общения и наблюдения, тем больше информации сможем воспринять и будем готовы к любым поворотам темы. Самое важное — не додумывать за собеседника «его мысли и желания», не оценивать что и как он говорит. Чтобы собеседника понять, прежде всего нужна полная лояльность ко всему, что с ним происходит. Нужен новый, полностью лишённый истории отношений, взгляд. Будто видим впервые. Каждый раз, при каждой новой встрече.
Теперь можно перевернуть подход к легенде. Создать из неё приёмы. Создать нейронный резонанс. Отзываться эхом, эмоционально поддерживая говорящего: кивки головой, повторение «сорных слов» — мм, да, ага, угу. Да. Именно. Сорные, так яростно изгоняемые из нашей речи слова, служат поддержке: когда мы слушаем — они создают свободное пространство для «самовыражения» говорящего; когда мы говорим — они раскрепощают слушателя, дают ему время понять и подстроиться к нашей речи.
По ходу разговора, задавая уточняющие вопросы — что? как? каким образом? зачем? — можно сверять правильно ли мы понимаем информацию.
Кульминация здесь! Столько развелось книг, курсов и перечней полезных теорий, что, кажется, будто мы оказались в ловушке. Как только слышим: «Правильно ли я вас понял?», наш собеседник начинает вызывать подозрение.
И что? Не знаю… Наверное, при таком развитии приёмов общения, нас ждёт безмолвие. А зачем говорить, если все научатся предугадывать все возможные действия и просчитывать решения без слов.
Просто, подключи нейронное зеркало!