Этюды о мастерстве оратора | Учимся учить

Учимся учить

Этюды о мастерстве оратора

ID: 55023
Автор: ЛюАр
Дата публикации: 28.05.2015 20:16:49
 
 
 
 
 
 
Поэтический подход к обучению оратора.
 
От Пушкина:
«… У моря видел дуб зелёный.
Под ним сидел. 
И кот учёный свои мне сказки говорил.
Одну запомнил. 
Сказку эту поведаю теперь я свету!..»
 
Внимательно слушайте сказочников. И пересказывайте сказки своими словами. Многие выдающиеся ораторы именно так делают и преуспевают. 
О выдумщиках забывают. 
Например, мы помним Форда, Авиценну, Станиславского или Эйнштейна. Но совсем забыли множество лекарей, придумавших лекарства и методы лечения; забыли чудака-гения, придумывавшего удивительные технологии машиностроения; совсем не вспоминаем великолепного физика-жену известного везунчика.
Пушкинского кота — помним! Спасибо Александру Сергеевичу, уважил «авторское право»…
 
От Филатова:
«…А началом явился испуг от нечаянно хрустнувшей ветки… 


И дремучий немыслимый звук шевельнулся тогда в человеке… 


Человек начинал говорить!.. 


И, не в силах бороться с искусом, 


Обнаружил великую прыть в овладении этим искусством. 




Он придумывал тысячи тем, упиваясь минутным реваншем. 


Говори-и-ть! – А о чем и зачем – человеку казалось не важным. 


Он смолкал по ночам, но и тут – что ни утро – в поту просыпаясь, 


Он пугался безмолвных минут и ничем не заполненных пауз. 




Но однажды случилась беда: 


Он влюбился, и смолк в восхищеньи… 


И к нему снизошла немота – и свершила обряд очищенья. 


Он притих, и разгладил чело, и до боли почувствовал снова то мгновение, после чего станет страшно за первое слово…»




Говорить человеку хочется. К счастью, не всем. 
Обращаюсь к тем, у кого слово с души рвётся, кто не может молчать. 
Пусть к вам «снизойдёт немота». Почаще вспоминайте, пожалуйста, что вы и без меня хорошо знаете —  говорим не для себя, а для тех, кто нас слушает. Влюбляйтесь.  Восхищайтесь.
 
 
Вкус слова
 
Рассказывая историю, оратор сказал:
— Клара налила в свою чашку немного воды. Она поставила керамический кувшин и посмотрела на меня в упор.
 
Произнесите это сами. Что вы чувствуете?
Если заменить слова «чашка» или «керамический кувшин», изменятся ли ваши чувства?
Такое исследование своего восприятия слов помогает находить точные и красочные выражения.
Вкусно. Так говорят о еде.  Еда, питание, съестное, пища, кушанья, яства, брашна… 
 
Из Пушкина:

«…За шумным, свадебным столом 


Сидят три витязя младые; 


Безмолвны, за ковшом пустым, 


Забыты кубки круговые, 


И брашна неприятны им; 


Не слышат вещего Баяна; 


Потупили смущенный взгляд: 


То три соперника Руслана…»
 
Из Жуковского:
 
…»Раз Карл Великий пировал;


Чертог богато был украшен;


Кругом ходил златой бокал;


Огромный стол трещал от брашен;


Гремел певцов избранных хор;


Шумел веселый разговор;


И гости вдоволь пили, ели,


И лица их от вин горели…»
 
 
Из современного застолья. Добрынин.
(Здесь хорошо ударение проявилось. В единственном числе — бр’ашно. Во множественном — бр’ашна.)
 
…»И опять потянулись дежурные брашна, 


И опять замелькали нелепые жесты, 


Но нащупывать главное было мне страшно — 


За известной чертой человеку не место…»
 
Сравните на вкус? И — на внутренние тайные смыслы, ладно?
 
Задание: выучить наизусть все три отрывка!

 

Эмоциональный словарь.

Время от времени каждый превращает себя в оратора.  Достаточно найти слушателя и —  поделиться, выплеснуть эмоции. Считается, расскажешь — и станет легче. 

Внимание. 


Мы встретились ещё с одним вредным шаблоном.  Рассказывая про неприятности, люди не успокаиваются, а, наоборот, накручивают себя. Такая эмоциональная накрутка способна сама создать ощущение жизненной катастрофы. 

Важнее всего здесь — цель.  Ради чего этот рассказ? 

Возможно, люди раскручивают себя, когда им выгодно. Освобождая себя, они обвиняют других.  Прислушайтесь к такому рассказу. Какая увлечённость. Какое удовольствие.

Надо или не надо слушать, сопереживать, жалеть пострадавшего, гневно осуждать его обидчика? 


Кому-то, конечно, можно помочь.  Слабому оратору  это позволит покрасоваться, побыть в центре внимания.  Есть советы даже — выпустить агрессию в самых энергичных выражениях.

Но — это не про вас, правда?!  Вы, наверняка, знаете, что надо учиться — держать удар. 

Не жаловаться. Не оправдываться. Не обвинять. 


Прощение? Тоже  сказка и шаблонное поведение. Мудрый человек не станет никого прощать.

Потому что, он никого не обвиняет. А, значит, и виноватых нет. 

Поразмышляйте над  народной мудростью про «выпустить пар».  Полезен-ли нам вывод:


— Мы люди — когнитивные* животные.  Соответственно, у нас выплеск чувств зависит от того, что мы думаем.  Если мы пару раз подумаем о чём-то критически, то в следующий раз накал обвинений будет мощнее.

Нам становится всё легче и легче причинять вред другому.  Появляется агрессия и крайнее проявление жестокости.  


Достаточно один раз пренебречь интересами близкого человека, как окажется, что дальше —  стать безразличным к чувствам других становится легко.

Цинизм становится дешевле и дешевле для разума и сердца. 

 

*Слово когнитив — творческий перевод с латинского. Сognitio — познание.

Прижилось в разговорах, связанных с темами о памяти, внимании, чувствах, представлении информации, логическом мышлении, воображении, способности к принятию решений.


Особенную любовь к этому слову можно наблюдать у психологов.

 Они придумали термины «Когнитивная психология», «Психолингвистика», «Когнитивная лингвистика». 


В своём экспресс курсе я активно использую психолингвистический тренинг.  Весёлая вещь! 

https://soloactiv.ru/банк-методик/очная-школа/формат-тренинга-очная-школа/ 

http://nabiraem.ru/blogs/teachers/55429/


 

Вы просто молодец! Спасибо.

 

 

http://nabiraem.ru/blogs/teachers/54990/ (Куплеты, пассажи, этюды)

Шаблоны

Если мы начинаем понимать — плюсы или минусы даёт общение с людьми, можно общение контролировать.

 


Как? 


Не вкладываться в людей, подавляющих нас эмоционально.

Сейчас вы скажете: но,  ведь «мы в ответе за тех, кого приручили»?  

Отвечу.

В кавычках вы увидели один из вреднейших, навязанных нам с детства, шаблонов. 


Окружающие нас люди: наша семья, наши сотрудники, соседи — призваны питать нас эмоционально, помогать развиваться, создавать комфортное пространство для бытования. И мы несём перед собой и перед ними всю тяжесть ответственности за общее повышение качества жизни.

 


Удивились?

Поспорьте.

Только без эмоций.

Только в русле логики.

 


Предлагаю всем, кому интересен этот урок, почитать книгу Ивана Александровича Ильина «Путь к очевидности». Конкретно — часть первая, главы «Бессердечная культура» и «Обречённый путь». 



Попробуйте выполнить задание, сбивающее с ног любителей экстрима: начните вставать утром за час до того времени, когда обычно у вас звонит будильник. Посвятите этот час чтению-размышлению. 


 Мне такой урок уже давно задал мой учитель Пётр Дмитриевич Барановский — великий архитектор России.  

В моей жизни  этот утренний час — самый дорогой.  Столько всего удалось в жизни сделать для себя: бегаю, плаваю, танцую, учу стихи, читаю,  думаю.

И, кстати, вопрос для тех, кто проходит: «Учимся говорить публично», В каком этюде разбирается эта тема? Вы  до него добрались? Евгения Онегина наизусть уже выучили?


  • Автор: 158007
    Дата публикации: 28.05.2015 20:44:35

    Здравствуйте, Людмила Аркадьевна!

    Спорить в русле логики не получится 🙂 Это сфера бездоказательного. Вы утверждаете, что «мы не в ответе», я утверждаю, что напротив.

    Вообще я согласна, что не надо вкладывать в то, что подавляет. И нужно еще воспитать в себе умение уходить с неинтересного фильма и закрывать неинтересную книгу. Я вон только недавно научилась.

    С людьми… С людьми не знаю, я не очень сильна в этом аспекте.

  • Автор: ЛюАр
    Дата публикации: 28.05.2015 21:07:10

    Вот и хорошо, Анастасия Александровна! Конечно, каждый добрый человек бездоказательно поддерживает ближнего. 

  • Автор: 401696
    Дата публикации: 29.05.2015 00:25:18

    Людмила Аркадьевна, жить не спеша нас просят на 70-ом этюде.

    Но судя из Вашей заметки, данный этюд должен быть как можно раньше. Ведь в этот час можно пройти и один из этюдов курса «Учимся говорить публично».

  • Автор: 401696
    Дата публикации: 29.05.2015 00:37:39

    Т.е. Вы не даёте людям и вещам шанс? Жаль.

    Хочу провести пример. 

    Нас в группе в университете было два парня. Я — молодой человек, щуплого телосложения, ниже среднего у меня рост,  немногословен да и не красавец, чего уже тут скрывать)). Мой одногруппник — высокий, статный, подкаченный. Ему только на обложках красоваться. Но нас отличало то, что с ним было не интересно говорить. 

    А как вы знаете: встречают по одёжке…

    Тоже пример из моей студенческой жизни.  Меня «открыла» девушка только тогда, когда я учился на 4 курсе, до этого 4 года, она со мной общалась, привыкала, а теперь она говорить, что я лучший. Она всем рассказывает про меня и т.д. 

    К чего я это всё? Не к тому,что я весь такой замечательный. Нет. Это просто первый пример, который мне пришёл в голову. А психологи всегда рекомендуют говорить то, что на уме сразу после вопроса или текста. 

    А к тому, что человек, книга, фильм, который изначально вам не понравился, при его осмыслении и «вгрызании» в суть, может круто перевернуть ваше мировоззрение и отношение в целом.

  • Автор: 412645
    Дата публикации: 29.05.2015 01:17:18

    «Не вкладываться в людей, подавляющих нас эмоционально.»  Зачётно !

    Того кого мы приручаем (животные и особенно аквариумные рыбки не в счёт !)  влипают в нашу жизнь, и несут не меньшую ответственность за результат отношений. Это и родственников касается … 

    Вспомнилась  фраза из проповеди фельдкурата  Отто Каца   в  гарнизонной тюрьме  из » Похождения бравого солдата Швейка » :  Скоты ! Вы же люди !

    Никто никому ничего не должен !

  • Автор: 40477
    Дата публикации: 29.05.2015 19:18:06

    Мы выбираем с кем общаться.  Кажется просто и ясно..  Ага.  Старики родители, что они могут сказать?  Сократить с ними общение до минимума.  А вот человек начальник, за его общение и благо расположение  нужно побороться, его надо к себе в друзья.  А вот тот, кто дарит нам тепло и радость в общении.. Подарим и мы ему то же.. Позвольте но это же не подарок  тогда это мена.

     Оттолкни, одного другого третьего, пятого, ищи, ищи, толкай. Выбирай лучших для общения. Самых интересных полезных щедрых.. Боже, какой кошмар. И я даже знаю людей которые так себя ведут.   Но, нет я общаюсь и с ними. Щедро. Бескорыстно. 

  • Автор: 158007
    Дата публикации: 29.05.2015 20:10:59

    Вещам — нет, не даю. Время конечно, не надо читать или смотреть то, что не понравилось. Хотя да, бывало изредка такое, что поначалу фильм не нравится, но потом ты его как-то переосмысляешь — и все норм

    Люди… Ну нельзя человека закрыть как неинтересную книгу. Да и то, в своей жизни могу вспомнить ну реально человек десять, которых действительно хотелось закрыть и на дальнюю полку задвинуть — настолько выбешивали и садили на коня.

    Нормальный Вы, Виталий Юрьевич, нормальный 😉 Все у Вас нормально и с ростом, и с мышцами, и со внешностью. Believe me. Сейчас Ваш типаж как раз в моде, мышцы накачанные — это уже прошлый век.

    Ну, значит, у Вашей девушки такая модель поведения 🙂 И очень разумная модель: 4 года вместе учиться, привыкать, узнавать характер и привычки. Мне обычно хватает полчаса, чтобы понять, будет или не будет, стоит или не стоит.

  • Автор: 158007
    Дата публикации: 29.05.2015 20:16:30

    Одна наша преподавательница очень любила одного психолога, который как раз тому и учил, что начальник — главный человек в жизни. Извееееестный психолог, книги пишет, семинары собирает.

  • Автор: ЛюАр
    Дата публикации: 02.06.2015 15:16:06

    Этот психолог — мой ученик, Анастасия Александровна!

Сайт размещается на хостинге Спринтхост